Интервью с выпускниками

«Не хочу, чтобы мои дети попали в такие места…»

Интервью с бывшей воспитанницей ГБУ ЦССВ «Каховские ромашки»

 

3,5 года назад бывшая воспитанница Юля шагнула в самостоятельную жизнь. Сначала девушка отучилась в технологическом колледже №28, а после поступила в МГУТУ им. К.Г.Разумовского на курс Менеджмента специальности «государственное и муниципальное управление», где и учится по сей день. Девушка рассказала о том, что хотела бы стать бухгалтером, но попытки поступить на данную специальность, дважды не увенчались успехом, поэтому пришлось идти более-менее близкую профессию. Учеба – не вынужденная мера, а осознанный шаг, к которому она долго шла и Юля уверена, что это поможет ей добиться устойчивого финансового положения.

Пребывание в интернате оставило неизгладимый след в жизни Юли. «Не хочу, чтобы мои дети попали в такие места»- сказала она.

А вот что бывшая воспитанница думает о проблемах, с которыми сталкиваются ребята после выпуска из учреждения.

Немногие выпускники доходят до получения высшего образования. Как правило, большая часть ограничивается колледжем или даже школой. Как ты считаешь, почему дети не стремятся к росту, развитию, образованию?


– Многим этого не нужно, некоторые заводят семьи, рожают детей и образование уходит на второй план. Другие бросают, потому что ошибаются с выбранной профессией. Однако, есть и иные – целеустремленные, серьёзные, ответственные, которые доходят до конца. К этому нужно стремиться всем.
 

Трудно ли найти себя и определить то, чем ты хочешь заниматься, когда за спиной годы жизни в учреждении?
– Если захотеть , в этой жизни можно добиться всего, чего ты хочешь. А о прошлом вспоминать не стоит никогда, оглядываться – значит вновь и вновь возвращаться. А зачем? Впереди столько возможностей, перспектив. Жизнь – прекрасна!


Что бы ты сказала нашим воспитанникам – ребятам, которым предстоит пуститься в свободное плавание взрослой самостоятельной жизни вне Центра. О чем бы предупредила? Что важно сделать?
 

– Главное – добиваться того, что хочется и не смотреть на Петю, Васю. Доверять только самым близким. В нашем современном мире важно иметь образование, поэтому вначале отучиться, а потом заводить семью. Как говорится: «Без бумажки ты никто, а с бумажкой человек».


В свои 21 Юля строит планы на будущее, общается с друзьями, учится, занимается самообразованием, наслаждается жизнью. О сложном времени почти не вспоминает. Свою жизнь через 20 лет девушка видит в достатке, с любимым мужем и прекрасными детьми. Самым главным в жизни Юля считает честь и поступки.

Из общения с бывшей воспитанницей стало понятно, что девушка имеет позитивный взгляд на мир, сильный характер, целеустремленность. Хочется пожелать Юли осуществления самых смелых планов. Пусть рядом будут надежные люди, готовые в любой момент подставить плечо и оказать поддержку. Мы уверены, что, Юля сможет создать крепкую семью и станет прекрасной женой и мамой.

 

Интервью с выпускницей ГБУ ЦССВ «Каховские ромашки» Светланой.

«Хочу, чтобы у каждого в мире ребёнка были родители…»

 

Из «Каховских ромашек» Светлана выпустилась три с половиной года назад. На данный момент девушка учится в Московском Государственном Институте Культуры на актерско-режиссерском факультете, а через полгода получит диплом. Будущая актриса любит искусство и старается в свободное время дарить себя театрам, музеям, галереям и кино. А еще Света обожает готовить: «Готовить - это отдельная жизнь, которая тоже в какой-то степени очень творческая».

Об интернате девушка вспоминает с теплотой: «Столько интересного со мной произошло. благодарна судьбе, что подарила мне хороших людей, которые остались в моем сердце навсегда! Я благодарна всему, что со мной произошло. Всем, кто встретился мне на моем жизненном пути, поэтому я бы не хотела ничего менять. Жизнь - дар и надо это ценить».

 

На вопрос о том, чего больше всего боится, Светлана ответила, что боится предать свою мечту. Девушка считает, что в жизни нужно попробовать все. Ведь если не попробуешь, никогда не поймёшь хорошо это или плохо.

 

Вот какой видит свою жизнь через 20 лет моя собеседница: «Мечтаю стать актрисой и не вижу свою жизнь без актерской профессии. Спустя 20 лет вижу свою жизнь в кино и на сцене. Будет у меня трое детей и любимый муж. Мечтаю о большом доме рядом с лесом и речкой. Пусть даже это не сбудется, но я верю в это всем сердцем.»

 

- Трудно ли найти себя и определить то, чем ты хочешь заниматься, когда за спиной годы жизни в казенном учреждении?

- Честно говоря, трудно. Невероятно трудно. Большинство выпускников ставят на себе крест, так и не попробовав себя в деле, о котором мечтают всю жизнь. И я примерно понимаю, почему у них такое мышление. Ведь далеко не все окружающие (люди из интерната) верят в тебя, верят по-настоящему, а это очень важно. Важно, потому что воспитатели заменяют родителей, и дети в первую очередь, ищут поддержку у них. И если они не будут морально поддерживать и верить в человека, то вряд ли он поверит в себя сам. Нужно найти в себе силы и несмотря ни на что идти к своей мечте! И не важно сирота ты или нет. А окружающие пусть будут рядом и помогают тебе.

 

О невероятной целеустремленности, силе характера, позитивном взгляде на жизнь говорят ответы Светланы. Девушку заботит и судьба Центра, где она провела часть своей жизни: «Хотелось бы предложить открыть как можно больше интересных кружков: театр, танцы, вокал, английский язык, рисование, лепка из глины и т.д. Мне кажется, дети должны знакомиться с искусством с детства. Почаще водить детей в галереи, театры, цирки, музеи.

Я за то, чтобы детям выдавали карманные деньги на их личные расходы…»

 

«Я бы ни стала той, кем я есть, без моего жизненного опыта, который подарила мне жизнь. Хотелось бы посоветовать, чтобы люди не забывали помогать тем, кто в этом нуждается, быть рядом в трудную минуту, не забывать родных, близких, друзей. Быть добрым и открытым к жизни, к окружающим. Стремиться к знаниям.» - добавила Светлана в завершении интервью.

 

 

Что почитать? Посмотреть? Послушать?

Совет от бывшей воспитанницы Светланы.

Книга «Маленький принц».

Фильм «Жизнь прекрасна».

Все песни Владимира Высоцкого.

 

Интервью с бывшей Воспитанницей Викторией.

Виктория покинула стены Центра содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» в октябре 2016 года. На данный момент девушка учится в Московском Государственном Университете Пищевых Производств на кафедре «Продукты питания из растительного сырья». Об интернате Виктория, как и многие другие выпускники, вспоминает с теплом: «всякое было, но скажу одно: этот интернат меня многому научил, раскрыл мои таланты». Однако выпускница не упускает возможности и предупредить настоящих воспитанников о том, что жизнь вне Центра не такая легкая, как может показаться на первый взгляд: «Не стоит спешить за ворота центра. В центре окружают множество сотрудников, которые решают проблемы за тебя, благодаря чему можно еще немного побыть ребенком, не зная забот. Вы всегда успеете стать взрослыми, а вот в состоянии беззаботности, спокойствия и некоторой защищенности – лишь временно, пока рядом люди, поддерживающие вас. Предупредила бы о том, что нужно быть бдительнее, так как вокруг очень много обмана и уловок мошенников, на которые легко попасться».

- Ты говоришь про мошенников, что нужно быть бдительнее. Предупреждение назрело из ситуаций личного опыта? Ты попадалась на уловки мошенников?

 

- Да, к сожалению, у меня был такой опыт. Я не совсем попалась, но знаю таких… Советую скоропостижные решения не принимать, лучше посоветоваться со взрослыми.

 

Действительно, с трудностями самостоятельной жизни сталкивается абсолютно каждый выпускник Центра содействия семейному воспитанию. Большая удача, если в этот непростой период, рядом оказываются надежные друзья или кто-то из родственников, к которым всегда можно обратиться за помощью или советом.

«Для меня самое главное в жизни – семья. Сначала ты рождаешься в семье, а потом создаешь свою. На момент проживания в интернате сотрудники, воспитатели и другие воспитанники были для нас самой настоящей семьей» - признается Вика.

Девушка живет сегодняшним днем, наслаждается жизнью и предпочитает не загадывать наперед. Однако она уверена в том, что через годик-другой ее мечта о том, чтобы завести собаку исполнится.

- Мечтаешь о собаке. Почему не можешь завести сейчас? Какой породы хотела бы собаку?

 

- Собака – это моя мечта с детства. Хочу либо бигля, либо питбуля. Пока не могу завести, так как учусь на очной форме и временем заниматься домашним питомцем пока не располагаю.

В свободное время Виктория гуляет с друзьями, устраивает себе шоппинг и следит за новинками кино.

Моя прекрасная собеседница не забывает о людях, некогда ставших самыми близкими, поэтому часто приходит в ЦССВ «Каховские ромашки», чтобы просто увидеться или спросить совета.



 

                                                                                                       Интервью с наставницей вспитанницы ГБУ ЦССВ «Каховские ромашки» Наталией.

 

- Расскажите немного о себе. Сколько Вам лет? Чем занимаетесь?

- Меня зовут Наталия, мне 29 лет, живу в Москве.

Окончила университет Дизайна и Технологии (МГУДТ), по специальности «экономист-менеджер в легкой промышленности». Когда я училась в старших классах, получить профессию экономиста считалось очень престижным и я поставила себе цель поступить на бюджет, стать экономистом.

В 18 лет я устроилась на подработку, после дневного обучения по вечерам и выходным работала продавцом-консультантом в магазине одежды. Так уже более 10 лет работаю с одеждой и обувью, последние годы была руководителем отдела закупок в крупных сетях и интернет-площадках.

 

- Как пришла в голову мысль о том, чтобы стать наставницей девочки из ЦССВ?

 

- Мысль о помощи детским домам пришла ко мне лет 6 назад, тогда я подумывала помогать вещами, деньгами или просто общением детям из учреждений. В то время попадаю на тренинг по данному вопросу, где психолог рассказывает, как все устроено изнутри, какие бывают случаи и поведение детей. Я вышла с этого тренинга и больше не вернулась. Мне стало страшно. Страшно сказать не то ребенку, страшно заплакать, страшно нести ответственность, страшно за свои эмоции и переживания.

 

- Как Вы узнали о возможности проводить время с ребенком из детского дома?

 

- Я увидела пост своей бывшей коллеги о том, что она собирает средства для многодетной семьи, затем пост о благотворительном фонде. В этот поняла, что готова к работе с ребятами из детских домов и попросила совета у своей бывшей коллеги, куда я могу обратиться и чем быть полезной.

Девочка сказала, что самой серьезной организацией, которую она знает, является Big Brothers Big Sisters. Я подала заявку и так стала наставником.

 

- Расскажите в двух словах о том, что нужно сделать гражданам, желающим стать волонтерами. С чего начать?

 

Процедура подготовки к наставничеству на первый взгляд непростая. Нужно пройти психологические тесты, собеседование, собрать справки об отсутствии судимости, из психа. диспансера и много всего еще. Это своего рода проверка того, насколько ты готов к такой работе, а это действительно работа, только неоплачиваемая деньгами.

Когда я все это прошла, вопросов почему столько всего нужно и как это устроено у меня не возникало. Нам доверяют жизнь и здоровье ребенка, ненадолго, но все же. И люди должны понимать, что ты адекватный и принесешь ребенку только хорошие и позитивные мысли. Такие психологические тесты помогают психологам-кураторам подобрать тебе идеальную пару, ребенка, с которым ты будешь общаться минимум год. Важно понимать, что в течение года ты не можешь передумать и бросить общение с ребенком, это станет для него ударом, его снова бросили. Перед непосредственным знакомством и образованием пары необходимо пройти тренинги, где психологи рассказывают о реальных событиях и готовят Вас к общению с таким ребенком.

 

- Расскажите о том, как прошла Ваша первая встреча с ребёнком?

 

- Сразу после тренинга мне сообщили, что подобрали пару и нас ждет знакомство…

Я внизу в холле детского дома, впервые в таком учреждении и очень волнуюсь. На стенах висят фотографии деток. С кем мне предстоит познакомиться, не знаю. «Веселая и общительная девочка» - это вся информация. И вот на стене я вижу фотографии деток и несколько фото одной девочки. На фото она все время улыбается и такая хорошенькая...! Я подумала, что она может быть той самой девочкой. И тут куратор выводит ее, именно ее – девочку с фотографии.

- В чем основная трудность налаживания контакта с ребенком из Центра содействия семейному воспитанию, когда ты – наставник, а не потенциальный родитель?

 

- Трудностей и глобальных проблем при знакомстве не возникло. Девочка очень похожа на меня по характеру, здесь психологи не ошиблись. Ей нравится красивая одежда, косметика, она очень позитивная и общительная, но при случае, может и постоять за себя. Перед знакомством также проводят тренинги и с детьми, объясняют Вашу роль. Вы не мама и не папа, Вы не заберете его и не будете приносить дорогие подарки (это запрещено программой), Вы –наставник, старший брат или сестра.

 

- Как отнеслись к решению о наставничестве Ваши близкие?

 

- Многие мои близкие не поняли моего решения и далеко не все его поддержали. В основном было очень много вопросов: зачем тебе это нужно, свое личное время тратить на чужого ребенка, мало ли какой он, убежит, заболеет, а тебе потом отвечать, своих надо заводить и кучу разных комментариев было со всех сторон.

 

Мне было 13, когда не стало моей мамы, меня вырастил папа. Он подполковник ВВС, всегда пример и образец для подражания. И моя единственная мысль, если бы он не был таким, среди этих детей могла быть и я. Дети не виноваты в том, что с ними произошло. И мне хочется помочь маленькому человеку, советом, делом, поддержкой, вниманием.

 

- Как часто вы встречались с ребенком?

Мы встречаемся с девочкой раз в неделю по несколько часов. С первой встречи мы постепенно привыкаем друг к другу. Мы рисуем, делаем прически, смотрим журналы для девочек, гуляем. Недавно я была на выступлении, девочка принимала участие в сценке. Все активности исходят из пожеланий и предпочтений ребенка, он - ключевое звено в вашей паре. Сейчас мы налаживаем доверительные отношения, но девочка пока все еще называет меня на “Вы”, говорит, привыкнет.

 

Дети не просят приносить подарков, не выпрашивают, их учат этому на тренинге, но маленькие гостинцы приносить можно: краски, альбомы, журналы. При этом совсем маленьким деткам наставника не ищут, они могут спутать Вас с родителем и невольно просить все что им захочется.

 

Что касается времени на общение, разрешено посещение 2 часа в неделю, дальше по желанию. Это не так много, но так нужно деткам. Ни деньги, спонсоры и подарки, а просто живое общение, внимание, внимание только ему. В учреждении есть воспитатели, психологи, педагоги, все очень отзывчивые. Дети выглядят опрятными, накормленными и ухоженными. Но детей в разы больше чем сотрудников детского дома, и внимание каждому в отдельности уделить порой сложно, для этого и нужен волонтер.

 

- Вы хотите собственных детей?

 

- Эта роль наставника не заменит собственных детей. Это такой же Ваш друг, с которым Вы ходите в кино или в парк, только маленький, и порой ему нужен Ваш совет и внимание. Я не рассматриваю вариант усыновления детей. Считаю, что главное в жизни - это семья! Но если у Вас есть возможность и желание помочь ребенку из учреждения, нужно это сделать. Вашу пару курирует психолог, он всегда на связи и готов помочь, подсказать. Пусть не пугают справки, тесты и подготовка к общению. Это все мелочи. Важно то, что вы делаете это от чистого сердца, и не ждете ничего взамен.

 

Программа наставничества «Старшие братья Старшие сестры» дает прекрасную возможность поделиться теплом и любовью с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для людей, ощущающих потребность в благотворительности.

«Любому человеку, тем более ребенку, необходимо общение. Без него дети растут неуверенными и замкнутыми. Одиночество токсично, а самое надежное противоядие — дружба. Мы помогаем детям, которым не хватает поддержки взрослого друга, «Младшим». Таким другом становится наш волонтер, «Старший». Он принимает ребенка, какой он есть, поддерживает, помогает раскрыть потенциал, почувствовать уверенность в своих силах, узнать элементарные вещи о жизни, адаптироваться и полноценно участвовать в жизни общества».